Воспитательная система

Воспитательная деятельность в 2021-2022 учебном году
  • Рабочая программа воспитания МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2021 - 2025 годы (с изменениями)
  • Календарный план воспитательной работы МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2021 - 2022 учебный год (уровень среднего общего образования (с изменениями)
  • Календарный план воспитательной работы МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2021 - 2022 учебный год (уровень основного общего образования (с изменениями)
  • Календарный план воспитательной работы МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2021 - 2022 учебный год (уровень начального общего образования (с изменениями)
  • График внеурочной деятельности МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2021-2022 учебный год
  • График занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2021-2022 учебный год
  • План проведения в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2021-2022 учебный год.

  • Воспитательная деятельность в 2020-2021 учебном году
  • План проведения школьных мероприятий в МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака Саратовской области в 2020-2021 учебном году
  • График внеурочной деятельности МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2020-2021 учебный год
  • График занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2020-2021 учебный год
  • План проведения в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2020-2021 учебный год.
  • График выпуска общешкольных газет в 2020-2021 учебном году.

  • Воспитательная деятельность в 2019-2020 учебном году
  • План общешкольных мероприятий МБОУ-СОШ №2 города Аркадака, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • План проведения общешкольных мероприятий в МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака Саратовской области в 2019-2020 учебном году
  • График выпуска общешкольных газет в 2019-2020 учебном году.
  • График внеурочной деятельности МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2019-2020 учебный год
  • График занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области на 2019-2020 учебный год
  • План совместных мероприятий МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области и МО МВД России «Аркадакский» по профилактике правонарушений на 2019-2020 учебный год
  • План совместных мероприятий МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области и МО МВД России «Аркадакский» по профилактике употребления ПАВ на 2019-2020 учебный год
  • План проведения в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2019-2020 учебный год.

  • Воспитательная система МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области


    Модернизация и инновационное развитие – это путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
    Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
    Воспитательная система МБОУ-СОШ №2 города Аркадака разработана с учетом анализа образовательной и воспитательной ситуации в школе, особенностей социума, потребностей, желаний учащихся, родителей, педагогического коллектива, требований современного общества. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
    Основные позиции развития воспитательной системы школы определяются с учетом построения развивающейся образовательной системы, обеспечивающей, с одной стороны, реализацию стандарта образования, а с другой, – создание условий для развития ребенка, его самореализации, самосовершенствования. Воспитательная система реализуется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с нормативно-правовой базой, принятой в Российской Федерации

    I. Цели и задачи воспитательной системы школы. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
    В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности, формирование социально активной личности.
    1.Социально-активная личность – это образованный человек (деятельность педагогов школы направлена на формирование у обучающихся потребностей к самосовершенствованию, саморазвитию, к познавательной деятельности, формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире).
    2. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. (Деятельность педагогов школы направлена на формирование у обучающихся освоения различных способов жизнедеятельности, в том числе здоровьесберегающих, развитие потребностей, осуществление жизненного самоопределения и т.д.).
    3.Социально активная личность – это духовно-нравственная личность. (Деятельность педагогов школы направлена на овладение обучающимися общечеловеческими нормами нравственности, формирование гражданина и патриота России)
    4.Социально – активная личность – творческая личность. (Деятельность педагогов школы направлена на создание творческой школьной среды, на развитие и поддержку у обучающихся творческих способностей )
    5.Социально-активная личность – гуманная личность. ( Деятельность педагогического коллектива направлена на воспитание безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе).
    Таким образом, основная цель воспитательной системы МБОУ-СОШ №2 города Аркадака - создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.
    Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
    - обеспечение преемственности воспитания на всех уровнях образования;
    - развитие социального партнерства и координации деятельности между всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства;
    - продолжение развития системы мониторинга процесса воспитания в школе;
    - совершенствование содержания и методики организации воспитательной деятельности ;
    - развитие системы самоуправления,
    -совершенствование работы с обучающимися и семьями, состоящими на учете;
    -создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка;
    -содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
    Реализация цели и задач воспитательной системы находит отражение в концептуальной идеи Программы развития , в которой определена миссия школы № 2: создание обра¬зовательного пространства, в котором эффективное использование принципов развиваю¬щего обучения позитивно влияет на формирование личности молодого человека, обладаю¬щего духовно-нравственной и информационно-коммуникативной культурой, ведущего здо-ровый образ жизни и, по окончании школы, способного позитивно влиять на преобразование социокультурной среды.
    Выбор приоритетных направлений воспитательной деятельности в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака , опирается на систему базовых национальных ценностей, которая включает:
    -Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
    -Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
    -Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
    -Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
    Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
    -Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
    -Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
    -Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
    -Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
    -Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
    В системе целей воспитания основное место занимает модель выпускника школы. Чтобы стать высоконравственными и успешными в жизни, наши выпускники 2020 года должны обладать качествами в соответствии с моделью выпускника:
    Выпускник начальной школы:
    -любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
    -владеющий основами умения учиться;
    -способный к организации собственной учебной деятельности;
    -любящий родной край и свою страну;
    -уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и шко¬лой;
    -доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
    -уважающий чужое мнение и умеющий высказывать своё;
    -выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
    Выпускник основной школы:
    -освоивший на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки на уровне основного общего образования все общеобразова¬тельные программы по предметам школьного учебного плана;
    -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и дея¬тельности, способный применять полученные знания на практике;
    -социально активный, уважающий закон и правопорядок;
    -любящий родной край и свою страну, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
    -умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания с другими людь¬ми, сотрудничать для достижения общих результатов;
    -осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
    Выпускник средней школы:
    -освоивший на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы все общеобразовательные про¬граммы по предметам школьного учебного плана;
    -убежденный в необходимости ведения здорового образа жизни;
    -креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, вла¬деющий навыками познания окружающего мира, саморазвития и самообразования;
    -знакомый с механизмами адаптации к жизни в обществе;
    -действенно-практический и коммуникабельный, готовый к сотрудничеству;
    -мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
    -любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
    -осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
    -уважающий закон и правопорядок, умеющий строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

    II. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для воспитательной системы стали педагогические идеи, авторами которых являются известные ученые- педагоги: Н.Е.Щуркова, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Г.К. Селевко, Е.Н. Степанов, Малькова Л.И. и др.
    Согласно позициям данных авторов под воспитанием понимается:
    - целенаправленное управление развитием личности ребенка;
    - педагогический компонент процесса социализации;
    - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека;
    - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника;
    - специально организованный процесс предъявления социально-одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения;
    - самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Деятельность по реализации цели и задач воспитательной системы школы строится исходя из следующих принципов: аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип диалогического общения со значимыми другими, принцип идентификации, принцип полисубъектности воспитания и социализации, принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем, принцип системно - деятельностной организации воспитания, гуманистический принцип.
    В воспитательной деятельности также применяются следующие принципы педагогического воздействия:
    -уважение к ученику,
    -понимание и принятие душевного состояния ребенка,
    -раскрытие мотивов совершенных поступков,
    -заинтересованность в судьбе школьника,
    -доброжелательное отношение к обучающимся,
    -педагогическая поддержка каждого школьника.

    III. Единый воспитательный коллектив школы (субъекты воспитательной системы). Центральной фигурой образовательного процесса в школе является ученик как личность. Все участники образовательного процесса (педагоги: учителя, школьный психолог, социальный педагог, руководители кружков и секций дополнительного образования, внеурочной деятельности; родители школьников) способствуют становлению личности обучающихся, целенаправленно обеспечивают их развитие с учетом индивидуальных особенностей, способностей и склонностей в процессе сотрудничества и взаимоуважения.

    IV. Приоритетные и системообразующие виды деятельности.
    Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников:

    В своем развитии воспитательная система школы основывается на:
    - взаимодействии внеурочной деятельности с учебным процессом;
    -организации коллективно-творческой деятельности и системе средств включения школьника в процесс познавательной деятельности, творчества и самоорганизации;
    -организации и функционировании кружков и секций как системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, дающими каждому школьнику и его родителям (законным представителям) право выбора деятельности в соответствии с потребностями и интересами;
    -создании и реализации образовательных программ, способствующих самопознанию, самореализации ребенка;
    -использовании возможностей социокультурной среды микрорайона, города; взаимодействии с государственными органами, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, дополнительного образования детей для развития воспитательной системы школы;
    -сотрудничестве с родителями.

    Традиции, созданные в школе ранее, органично вошли в современную воспитательную систему и легли в ее основу.
    Традиционные школьные праздники:
    - День знаний,
    -Праздник для первоклассников,
    -Праздник, посвященный «Дню города»,
    -День матери,
    -Новогодние праздники,
    -Соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященные Дню Защитника Отечества,
    -День Победы,
    -День семьи,
    -Последний звонок,
    -Выпускные вечера. Исходя из традиций , в школе осуществляется организация и органическое сочетание различный видов и направлений воспитательной деятельности.

    -Сотрудничество с родителями
    Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела и т.д.) Участие родителей в управлении школой ( школьный и классные Советы родителей обучающихся, Управляющий совет).


    V. Управление и самоуправление в воспитательной системе.
    Управление воспитательной системой школы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охране жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с основными целями и задачами развития воспитательной системы создана структура управления воспитательным процессом:
    I уровень структуры управления (стратегическое управление): Органами управления школы выступают педагогический совет, Управляющий совет, общее собрание трудового коллектива, Совет родителей обучающихся, родительское собрание.
    II уровень структуры управления воспитательной системой школы (тактическое управление) – уровень административного управления. Администрация школы руководит реализацией программ, проводит анализ результатов воспитательного процесса школы, способствует профессиональному росту педагогических кадров, реализует сотрудничество с другими социальными партнерами по вопросам воспитания; координирует деятельность методических объединений классных руководителей 1-4 классов и 5-11 классов , деятельность педагогов дополнительного образования, внеурочной деятельности школы; на принципах соуправления координирует деятельность органов ученического самоуправления.
    III уровень организационной структуры управления (уровень оперативного управления).
    -Методическое объединение классных руководителей 1-4 классов и 5-11 классов;
    -творческие группы педагогов, решающие определенные воспитательные вопросы;
    -социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, внеурочной деятельности школы.
    IV уровень организационной структуры (уровень учащихся).
    Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется через организацию работы Совета обучающихся, совета старост 5-11 классов. В классных коллективах действуют активы классов. Деятельность ученического самоуправления отражается на сайте школы.
    Управленческая деятельность имеет следующие основные направления:
    1. Работа с ученическим коллективом:
    -организация работы школьных органов самоуправления
    -организация коллективно-творческих дел
    -организация индивидуальной работы с обучающимися
    2. Работа с педагогическими кадрами:
    -организация работы МО классных руководителей
    -обмен опытом работы
    -организация открытых воспитательных мероприятий
    -проведение педагогических советов
    -организация и проведение семинаров
    -формирование мировоззренческой позиции о здоровом образе жизни
    3. Организация социального партнерства
    4.Развитие исследовательской деятельности
    5.Создание и развитие нормативно-правовой базы

    VI. Формирование воспитывающей среды.
    В области формирования воспитательной системы в школе существует:
    1. Разработаны программы воспитательной деятельности классов, школы и др.
    2. Действует ШМО классных руководителей 1-4 и 5-11 классов (систематически проводятся заседания МО классных руководителей, проводится сбор и анализ методического материала, оказывается методическая помощь классным руководителям).
    3. Действует Совет обучающихся (сформирован в сентябре 2013-2014 учебного года как выборный орган, распределены и осуществляются обязано-сти членов школьного Совета).
    4. Создана система дополнительного образования, внеурочной деятельности (создаются рабочие программы объединений, обучающиеся школы посещают секции и кружки).
    5. Сформированы школьные традиции проведения мероприятий.
    6. Установлены внешние связи с социальными партнерами (составлены соглашения о партнерстве и договора о сетевом взаимодействии).
    7. Работа классных руководителей направлена на: воспитание и развитие обучающихся, заботу о здоровье школьников и здоровом образе жизни, организацию внеурочной деятельности, активную работу с партнерами школы, индивидуальную работу с обучающимися и семьями, состоящими на учете, сотрудничество с родителями учащихся.
    8. Работают Советы родителей классов и школы (сформированы в сентябре 2013 года).
    9. Широко используется воспитательный потенциал уроков, внеурочных мероприятий и т.п.
    10. Используется материально- техническая база школы и социальных партнеров.
    В формировании и развитии воспитательной системы школы активно используются возможности социокультурной среды микрорайона, города, района.
    Школа сотрудничает с организациями г. Аркадака:
    -МУДО «ДШИ города Аркадака»
    -МКОУ ДОД «ДЮСШ»
    - Управление культуры администрации МО Аркадакского муниципального района.
    - МКОУ ДОД-ДДТ
    -ГБУ РЦ КСОДМ «Молодежь плюс»
    - МРУК «Аркадакская МЦБ»
    - МБОУ ДОд ДСДЮ
    - ГУЗ СО «Аркдакская РБ»
    -Музей краеведения филиал ГУК СОМК
    - ГАУ СО ЦСЗН Аркадакского района
    -ГКУ СО «ЦЗН города Аркадака»
    - МБДОУ-д/с «Солнышко» и др.
    Школа сотрудничает с ВУЗами Саратовской области.

    VII. Результативность воспитательной системы.
    В соответствии с целями и задачами сформулированы основные критерии оценки эффективности развития воспитательной системы:
    -развитость личности ребенка;
    -актуальность и реализм (соответствие условиям и возможностям школы);
    -создание условий, благоприятных для личностного развития всех обучающихся и каждой индивидуальности;
    -упорядочение жизнедеятельности класса, школы; формирование коллективов;
    -удовлетворенность всех субъектов воспитательной системы процессом и результатами воспитательной деятельности;
    -создание психолого-педагогических условий для становления и развития системы. Исходя из наличия III периодов развития воспитательной системы, опыта, накопленного в воспитательной работе коллективом школы, возможно сделать вывод, что воспитательная система школы находится на II этапе развития.
    Его характеризует:
    -Формирование в едином воспитательном коллективе «духа школы»;
    -Деятельность различных коллективов школы отличается скоординированностью, стремлением к достижению единых целей;
    -Закрепляются традиции, созданные в школе;
    -Существует коллектив единомышленников в едином воспитательном коллективе школы;
    -Расширены возможности для самореализации и самосовершенствования обучающихся, через различные формы воспитательных мероприятий, систему дополнительного образования, внеурочной деятельности;
    -Совершенствуется деятельность органов самоуправления;
    -Утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
    -Развивается социально-психологическая служба и действует социально-психологическое сопровождение ребенка в школе;
    -Идет дальнейший отбор новых технологий и методик воспитательных действий;
    -Ведется методическая работа в педагогическом коллективе по совершенствованию воспитательной работы в школе;
    -Ведется отслеживание результатов (диагностики) воспитания личности обучающегося. Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следую-щих эффектов воспитания:
    - личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся; становление их социокультур-ной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение ими высши-ми, социально полезными видами деятельности;
    - социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.
    Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности:
    - динамику усвоения обучающимися основных социальных норм;
    - динамику развития позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);
    - динамику накопления учащимися опыта самостоятельного социально значимого действия. Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:
    - реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,
    - реализация педагогом воспитательного потенциала внеурочной и внешкольной деятельности детей,
    - развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,
    - развитость первичных детских коллективов в школе. Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:
    - разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в школе,
    - обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,
    - наличие в школе системы стимулов и поощрений для педагогов, организую-щих процесс воспитания,
    - обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально- техническими ресурсами,
    - развитость воспитывающей предметно-эстетической среды школы. Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы.