Воспитательная система МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области


Модернизация и инновационное развитие – это путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Воспитательная система МБОУ-СОШ №2 города Аркадака разработана с учетом анализа образовательной и воспитательной ситуации в школе, особенностей социума, потребностей, желаний учащихся, родителей, педагогического коллектива, требований современного общества. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Основные позиции развития воспитательной системы школы определяются с учетом построения развивающейся образовательной системы, обеспечивающей, с одной стороны, реализацию стандарта образования, а с другой, – создание условий для развития ребенка, его самореализации, самосовершенствования. Воспитательная система реализуется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с нормативно-правовой базой, принятой в Российской Федерации

I. Цели и задачи воспитательной системы школы. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности, формирование социально активной личности.
1.Социально-активная личность – это образованный человек (деятельность педагогов школы направлена на формирование у обучающихся потребностей к самосовершенствованию, саморазвитию, к познавательной деятельности, формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире).
2. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. (Деятельность педагогов школы направлена на формирование у обучающихся освоения различных способов жизнедеятельности, в том числе здоровьесберегающих, развитие потребностей, осуществление жизненного самоопределения и т.д.).
3.Социально активная личность – это духовно-нравственная личность. (Деятельность педагогов школы направлена на овладение обучающимися общечеловеческими нормами нравственности, формирование гражданина и патриота России)
4.Социально – активная личность – творческая личность. (Деятельность педагогов школы направлена на создание творческой школьной среды, на развитие и поддержку у обучающихся творческих способностей )
5.Социально-активная личность – гуманная личность. ( Деятельность педагогического коллектива направлена на воспитание безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе).
Таким образом, основная цель воспитательной системы МБОУ-СОШ №2 города Аркадака - создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.
Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
- обеспечение преемственности воспитания на всех уровнях образования;
- развитие социального партнерства и координации деятельности между всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства;
- продолжение развития системы мониторинга процесса воспитания в школе;
- совершенствование содержания и методики организации воспитательной деятельности ;
- развитие системы самоуправления,
-совершенствование работы с обучающимися и семьями, состоящими на учете;
-создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка;
-содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
Реализация цели и задач воспитательной системы находит отражение в концептуальной идеи Программы развития , в которой определена миссия школы № 2: создание обра¬зовательного пространства, в котором эффективное использование принципов развиваю¬щего обучения позитивно влияет на формирование личности молодого человека, обладаю¬щего духовно-нравственной и информационно-коммуникативной культурой, ведущего здо-ровый образ жизни и, по окончании школы, способного позитивно влиять на преобразование социокультурной среды.
Выбор приоритетных направлений воспитательной деятельности в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака , опирается на систему базовых национальных ценностей, которая включает:
-Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
-Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
-Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
-Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
-Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
-Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
-Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
-Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
В системе целей воспитания основное место занимает модель выпускника школы. Чтобы стать высоконравственными и успешными в жизни, наши выпускники 2020 года должны обладать качествами в соответствии с моделью выпускника:
Выпускник начальной школы:
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться;
-способный к организации собственной учебной деятельности;
-любящий родной край и свою страну;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и шко¬лой;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
-уважающий чужое мнение и умеющий высказывать своё;
-выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Выпускник основной школы:
-освоивший на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки на уровне основного общего образования все общеобразова¬тельные программы по предметам школьного учебного плана;
-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и дея¬тельности, способный применять полученные знания на практике;
-социально активный, уважающий закон и правопорядок;
-любящий родной край и свою страну, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания с другими людь¬ми, сотрудничать для достижения общих результатов;
-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Выпускник средней школы:
-освоивший на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы все общеобразовательные про¬граммы по предметам школьного учебного плана;
-убежденный в необходимости ведения здорового образа жизни;
-креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, вла¬деющий навыками познания окружающего мира, саморазвития и самообразования;
-знакомый с механизмами адаптации к жизни в обществе;
-действенно-практический и коммуникабельный, готовый к сотрудничеству;
-мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
-любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
-уважающий закон и правопорядок, умеющий строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

II. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для воспитательной системы стали педагогические идеи, авторами которых являются известные ученые- педагоги: Н.Е.Щуркова, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Г.К. Селевко, Е.Н. Степанов, Малькова Л.И. и др.
Согласно позициям данных авторов под воспитанием понимается:
- целенаправленное управление развитием личности ребенка;
- педагогический компонент процесса социализации;
- целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека;
- деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника;
- специально организованный процесс предъявления социально-одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения;
- самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Деятельность по реализации цели и задач воспитательной системы школы строится исходя из следующих принципов: аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип диалогического общения со значимыми другими, принцип идентификации, принцип полисубъектности воспитания и социализации, принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем, принцип системно - деятельностной организации воспитания, гуманистический принцип.
В воспитательной деятельности также применяются следующие принципы педагогического воздействия:
-уважение к ученику,
-понимание и принятие душевного состояния ребенка,
-раскрытие мотивов совершенных поступков,
-заинтересованность в судьбе школьника,
-доброжелательное отношение к обучающимся,
-педагогическая поддержка каждого школьника.

III. Единый воспитательный коллектив школы (субъекты воспитательной системы). Центральной фигурой образовательного процесса в школе является ученик как личность. Все участники образовательного процесса (педагоги: учителя, школьный психолог, социальный педагог, руководители кружков и секций дополнительного образования, внеурочной деятельности; родители школьников) способствуют становлению личности обучающихся, целенаправленно обеспечивают их развитие с учетом индивидуальных особенностей, способностей и склонностей в процессе сотрудничества и взаимоуважения.

IV. Приоритетные и системообразующие виды деятельности.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников:

В своем развитии воспитательная система школы основывается на:
- взаимодействии внеурочной деятельности с учебным процессом;
-организации коллективно-творческой деятельности и системе средств включения школьника в процесс познавательной деятельности, творчества и самоорганизации;
-организации и функционировании кружков и секций как системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, дающими каждому школьнику и его родителям (законным представителям) право выбора деятельности в соответствии с потребностями и интересами;
-создании и реализации образовательных программ, способствующих самопознанию, самореализации ребенка;
-использовании возможностей социокультурной среды микрорайона, города; взаимодействии с государственными органами, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, дополнительного образования детей для развития воспитательной системы школы;
-сотрудничестве с родителями.

Традиции, созданные в школе ранее, органично вошли в современную воспитательную систему и легли в ее основу.
Традиционные школьные праздники:
- День знаний,
-Праздник для первоклассников,
-Праздник, посвященный «Дню города»,
-День матери,
-Новогодние праздники,
-Соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященные Дню Защитника Отечества,
-День Победы,
-День семьи,
-Последний звонок,
-Выпускные вечера. Исходя из традиций , в школе осуществляется организация и органическое сочетание различный видов и направлений воспитательной деятельности.

-Сотрудничество с родителями
Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела и т.д.) Участие родителей в управлении школой ( школьный и классные Советы родителей обучающихся, Управляющий совет).


V. Управление и самоуправление в воспитательной системе.
Управление воспитательной системой школы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охране жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с основными целями и задачами развития воспитательной системы создана структура управления воспитательным процессом:
I уровень структуры управления (стратегическое управление): Органами управления школы выступают педагогический совет, Управляющий совет, общее собрание трудового коллектива, Совет родителей обучающихся, родительское собрание.
II уровень структуры управления воспитательной системой школы (тактическое управление) – уровень административного управления. Администрация школы руководит реализацией программ, проводит анализ результатов воспитательного процесса школы, способствует профессиональному росту педагогических кадров, реализует сотрудничество с другими социальными партнерами по вопросам воспитания; координирует деятельность методических объединений классных руководителей 1-4 классов и 5-11 классов , деятельность педагогов дополнительного образования, внеурочной деятельности школы; на принципах соуправления координирует деятельность органов ученического самоуправления.
III уровень организационной структуры управления (уровень оперативного управления).
-Методическое объединение классных руководителей 1-4 классов и 5-11 классов;
-творческие группы педагогов, решающие определенные воспитательные вопросы;
-социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, внеурочной деятельности школы.
IV уровень организационной структуры (уровень учащихся).
Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется через организацию работы Совета обучающихся, совета старост 5-11 классов. В классных коллективах действуют активы классов. Деятельность ученического самоуправления отражается на сайте школы.
Управленческая деятельность имеет следующие основные направления:
1. Работа с ученическим коллективом:
-организация работы школьных органов самоуправления
-организация коллективно-творческих дел
-организация индивидуальной работы с обучающимися
2. Работа с педагогическими кадрами:
-организация работы МО классных руководителей
-обмен опытом работы
-организация открытых воспитательных мероприятий
-проведение педагогических советов
-организация и проведение семинаров
-формирование мировоззренческой позиции о здоровом образе жизни
3. Организация социального партнерства
4.Развитие исследовательской деятельности
5.Создание и развитие нормативно-правовой базы

VI. Формирование воспитывающей среды.
В области формирования воспитательной системы в школе существует:
1. Разработаны программы воспитательной деятельности классов, школы и др.
2. Действует ШМО классных руководителей 1-4 и 5-11 классов (систематически проводятся заседания МО классных руководителей, проводится сбор и анализ методического материала, оказывается методическая помощь классным руководителям).
3. Действует Совет обучающихся (сформирован в сентябре 2013-2014 учебного года как выборный орган, распределены и осуществляются обязано-сти членов школьного Совета).
4. Создана система дополнительного образования, внеурочной деятельности (создаются рабочие программы объединений, обучающиеся школы посещают секции и кружки).
5. Сформированы школьные традиции проведения мероприятий.
6. Установлены внешние связи с социальными партнерами (составлены соглашения о партнерстве и договора о сетевом взаимодействии).
7. Работа классных руководителей направлена на: воспитание и развитие обучающихся, заботу о здоровье школьников и здоровом образе жизни, организацию внеурочной деятельности, активную работу с партнерами школы, индивидуальную работу с обучающимися и семьями, состоящими на учете, сотрудничество с родителями учащихся.
8. Работают Советы родителей классов и школы (сформированы в сентябре 2013 года).
9. Широко используется воспитательный потенциал уроков, внеурочных мероприятий и т.п.
10. Используется материально- техническая база школы и социальных партнеров.
В формировании и развитии воспитательной системы школы активно используются возможности социокультурной среды микрорайона, города, района.
Школа сотрудничает с организациями г. Аркадака:
-МУДО «ДШИ города Аркадака»
-МКОУ ДОД «ДЮСШ»
- Управление культуры администрации МО Аркадакского муниципального района.
- МКОУ ДОД-ДДТ
-ГБУ РЦ КСОДМ «Молодежь плюс»
- МРУК «Аркадакская МЦБ»
- МБОУ ДОд ДСДЮ
- ГУЗ СО «Аркдакская РБ»
-Музей краеведения филиал ГУК СОМК
- ГАУ СО ЦСЗН Аркадакского района
-ГКУ СО «ЦЗН города Аркадака»
- МБДОУ-д/с «Солнышко» и др.
Школа сотрудничает с ВУЗами Саратовской области.

VII. Результативность воспитательной системы.
В соответствии с целями и задачами сформулированы основные критерии оценки эффективности развития воспитательной системы:
-развитость личности ребенка;
-актуальность и реализм (соответствие условиям и возможностям школы);
-создание условий, благоприятных для личностного развития всех обучающихся и каждой индивидуальности;
-упорядочение жизнедеятельности класса, школы; формирование коллективов;
-удовлетворенность всех субъектов воспитательной системы процессом и результатами воспитательной деятельности;
-создание психолого-педагогических условий для становления и развития системы. Исходя из наличия III периодов развития воспитательной системы, опыта, накопленного в воспитательной работе коллективом школы, возможно сделать вывод, что воспитательная система школы находится на II этапе развития.
Его характеризует:
-Формирование в едином воспитательном коллективе «духа школы»;
-Деятельность различных коллективов школы отличается скоординированностью, стремлением к достижению единых целей;
-Закрепляются традиции, созданные в школе;
-Существует коллектив единомышленников в едином воспитательном коллективе школы;
-Расширены возможности для самореализации и самосовершенствования обучающихся, через различные формы воспитательных мероприятий, систему дополнительного образования, внеурочной деятельности;
-Совершенствуется деятельность органов самоуправления;
-Утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
-Развивается социально-психологическая служба и действует социально-психологическое сопровождение ребенка в школе;
-Идет дальнейший отбор новых технологий и методик воспитательных действий;
-Ведется методическая работа в педагогическом коллективе по совершенствованию воспитательной работы в школе;
-Ведется отслеживание результатов (диагностики) воспитания личности обучающегося. Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следую-щих эффектов воспитания:
- личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся; становление их социокультур-ной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение ими высши-ми, социально полезными видами деятельности;
- социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.
Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности:
- динамику усвоения обучающимися основных социальных норм;
- динамику развития позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);
- динамику накопления учащимися опыта самостоятельного социально значимого действия. Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:
- реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,
- реализация педагогом воспитательного потенциала внеурочной и внешкольной деятельности детей,
- развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,
- развитость первичных детских коллективов в школе. Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:
- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в школе,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,
- наличие в школе системы стимулов и поощрений для педагогов, организую-щих процесс воспитания,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально- техническими ресурсами,
- развитость воспитывающей предметно-эстетической среды школы. Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы.