Использование ресурсов центра "Точка роста" в внеурочной деятельности и ДОП образовании
«Сравнить свойства мыла со свойствами стиральных порошков». Так называлось занятие по внеурочной деятельности «Мир химии». При помощи оборудования лаборатории «Точка роста» десятиклассники на практике убедились, что ткани чувствительные к щёлочи, например шерсть, следует стирать в мыльном растворе, так как у мыла менее щелочная среда. Для жизни пригодится!
Одно из мартовских занятий дополнительного образования «Занимательная химия» (10 касс) называлось «Урок чистоты и здоровья». На этот раз десятиклассники использовали лабораторию «Точка роста» для того, чтобы определить, есть ли глюкоза в мандаринах, яблочном соке и винограде. Качественная реакция на альдегидную группу (а именно она есть в глюкозе) показала, что есть, есть глюкоза и в мандаринах, и в яблочном соке, но больше всего в винограде! Фрукты – это вкусно, но во всём нужно знать меру!
В МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака на базе «Точка роста» 25 января педагогами дополнительного образования Конышевой Н.Г. и Проневской И.М., был проведен урок с группой учащихся 3-их классов на тему : «Мир под микроскопом».
Цель: Исследовать возможности микроскопа при изучении объектов живой и не живой природы.
Задачи:
Узнать историю создания микроскопа. Из чего состоят микроскопы, какими они могут быть и где используются. Провести опыты с элементами исследования.
Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Обучающиеся узнали историю создателя микроскопа. Научились им пользоваться. Рассмотрели под микроскопом некоторые виды бактерий, сделали зарисовки.
Занятие с микроскопом помогут школьникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.
Калийная и аммиачная селитры. Так называлось занятие по внеурочной деятельности «Химия и жизнь» в 8-а классе с использованием оборудования лаборатории «Точка роста».
Восьмиклассники и представить себе не могли, что многие аркадакцы используют их у себя на огороде для повышения урожая, так как это – удобрение. Работа на занятии с нитратом калия и нитратом аммония, а именно так называются калийная и аммиачная селитры, ещё раз убедила ребят, что химия и жизнь идут по жизни вместе!
В рамках внеурочной деятельности «Эколята» в 3 «А» классе прошло занятие «Вода, её признаки и свойства». Эпиграфом, которого стали слова великого древнего мыслителя Конфуций «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». В ходе занятия учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, выполняли простые опыты . Работая в группе делали выводы о физических и химических свойствах воды, значении воды для живых организмов, необходимости её бережного использования.
Наряду с белками и жирами углеводы имеют огромное значение для жизни человека.
Поэтому очередное январское занятие по внеурочной деятельности «Мир химии» для десятиклассников было посвящено углеводам «Углеводы в пище человека: крахмал».
Лабораторные опыты с иодом красочно показали, в каких продуктах есть крахмал (синее окрашивание), а в каких нет.
В рамках внеурочной деятельности «Практическая биология» в 6-х классах прошло занятие «Жизнь леса». На котором учащиеся сформировали представления о лесе как природном сообществе. Познакомить с ярусами леса, лесной подстилкой. Выполнили практическую работу «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание». Работая в парах, учащиеся строили модель цепи питания.
Для десятиклассников в декабре в рамках дополнительного образования «Химия вокруг нас» прошло занятие «Устранение жёсткости воды».
Вода – одно из наиболее важных и распространенных химических соединений на нашей планете.
Здоровье человека и качество воды, которую он потребляет для обеспечения своей
жизнедеятельности, связаны напрямую. Огромное количество исследований,
проведённых учёными разных стран, доказывает, что существует прямая связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни людей, 90% всех болезней человечества вызвано применением для различных бытовых нужд и питья именно некачественной воды. Так вот, жёсткость воды – один из критериев качества воды.
На занятии десятиклассники устраняли постоянную и временную жёсткость воды.
Учащиеся 10б и 10а классов в рамках внеурочной деятельности «Мир химии» работали с кислотами. Занятие было посвящено качественным реакциям.
В повседневной жизни кислоты играют важную роль. В каждом доме есть лимонная , ацетилсалициловая (аспирин) кислоты, всем известная аскорбинка., молочная кислота…
Десятиклассники на практике увидели, какая из кислот, встречающихся дома, более сильная. В качестве индикатора они использовали метиловый оранжевый.
И, конечно, вспомнили технику безопасности при работе с кислотами.
В рамках внеурочной деятельности « В мире клеток и тканей» в 11 классе в группе естественно- научного цикла проведена лабораторная работа «Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Сходство и различия». Цель работы: На основании изучения клеток бактерий (прокариот), растений и животных (эукариот) показать основные отличия в строении клеток прокариот и эукариот, а также обнаружить основные черты сходства в строении клеток бактерий, растений и животных как показатель единства организации живых форм. Лабораторное занятие позволило вооружить учащихся практическими умениями: работать с микроскопом и готовыми микропрепаратами. В ходе лабораторной работы учащимися был сделан вывод: прокариоты- одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариота) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (такими как митохондрии или эндоплазматическая сеть за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Прокариоты не развиваются и не дифференцируются в многоклеточную форму.
В рамках внеурочной деятельности «Эколята» в 3 классе прошло занятие «Растения рядом». Ребята познакомились с гербарными образцами, изучили их характеристики, увидели как они храняться. В практической части занятия дети узнали правила сбора и сушки растений.
В рамках внеурочной деятельности «Практическая биология» в 6-х классах прошло занятие «Многообразие грибов». В ходе занятия учащиеся узнали признаки строения и жизнедеятельности грибов; черты сходства и различия в строении грибной клетки с клетками растений. Познакомились с условиями произрастания плесневых грибов. Выполнили лабораторную работу «Выращивание плесени и рассматривание её под микроскопом» используя выращенный экспериментальным путём гриб мукор. Узнали о значении плесневых грибов в природе и жизнедеятельности человека, отличительные признаки шляпочных съедобных и ядовитых грибов. Приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
В рамках внеурочной деятельности « Практическая биология» в 6 «A» классе была проведена лабораторная работа «Свойства фотосинтетических пигментов».
В ходе лабораторной работы учащиеся изучили строение и свойства пигментов растений, получили их экстракты. Выяснили, что окраску листьев растений обеспечивают пигмент – хлорофилл.
В рамках внеурочной деятельности « Практическая биология» в 6 классе прошло занятие «Злаки наших полей».
На занятии обучающиеся познакомились с признаками растений семейства Злаки. Рассмотрели коллекцию демонстрационного гербария «Культурные растения». Познакомились с агротехническими приёмами выращивания культурных растений. Профессиями сельского хозяйства:, агроном, фермер, тракторист-машинист, механизатор; полевод, овощевод, садовод, селекционер. Выяснили значение злаковых растений в жизни и деятельности человека.
При изучении темы "Диффузия" в 7 – х классах рассматривается вопрос о молекулярном строении газообразных, жидких и твердых тел. Вводимое определение диффузии можно рассматривать при практических демонстрациях.
Цель: расширить знания о диффузии, объяснить физическую природу явления диффузии, подтвердить теоретические факты опытными результатами, обобщить приобретённые знания и сделать выводы.
Диффузия – это взаимное проникновение одного вещества между молекулами другого.
Большую роль в жизни живой природы играют диффузионные процессы, определяющие нормальный обмен веществ между организмом и средой, а также между различными частями самого организма. Например, питание и дыхание – типичные диффузионные процессы. Бесспорно, анализируя этот аспект жизнедеятельности всех живых существ, диффузия играет огромную роль.
На уроке внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" учащиеся провели ряд опытов, доказывающих практическую значимость диффузии.
На уроках ДОП естественно - научной направленности «Физика в задачах и экспериментах» в 7 – х классах учащиеся используют правила поль¬зования различными приборами и инструментами, например, линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой), термометром и другими. А также развивают умение записывать резуль¬таты измерений, определять погрешности измерений.
При выполнении практической работы «Измерение длины, объема и температуры тела» учащиеся измеряют длину при помощи линейки, объём жидкости в сосуде при помощи мензурки, температуру тела при помощи термометра; записывают результат в виде таблицы; формулируют вывод о выполненной работе и анализируют полученные результаты данной работы.
В рамках внеурочной деятельности «Химия и жизнь» в 8-а и 8-б классах прошли занятия по теме: «Приготовление растворов, растворов заданной концентрации».
Восьмиклассники отрабатывали навыки безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
В рамках внеурочной деятельности «Химия и жизнь» в 8 «Б» классе прошло занятие:
«Сода пищевая и её свойства».
Восьмиклассники обсуждали полезность пищевой соды и может ли быть она опасной, выполняли практические задания:
а) «Гашение соды»,
б) «Определение кислой среды в продуктах с помощью гидрокарбоната натрия».
В рамках внеурочной деятельности «Химия и жизнь» в 8 «Б» классе прошло организационное занятие:
«Знакомство с оборудованием лаборатории «Точки роста « по химии».
Учащиеся 8 класса познакомились с целями и назначением лаборатории, оборудованием центра «Точка роста», обсудили значимость химических знаний в жизни человека.
В рамках Дополнительного образования «Шаг в медицину» в 9 «А» классе было проведено Занятие – практикум на тему:
«Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».
Цели: сформировать знания по оказанию первой необходимой помощи пострадавшему для спасения жизни и здоровья пострадавшего при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях; предостеречь учащихся от опасностей во время похода и от нарушения правил техники безопасности; развить умение работать в коллективе и коммуникативные способности, формировать чувство сострадания.
В ходе занятия обучающимся были предложены теоретические ситуационные задачи и групповая практическая работа.
«Определение альдегидов». Так называлось занятие в рамках внеурочной деятельности «Мир химии» в 10-м классе. Десятиклассники познакомились с новым для себя классом органических веществ – альдегидами, а лабораторные опыты помогли наглядно закрепить качественные реакции на альдегиды.
В рамках дополнительного образования «Химия во круг нас» в 10 классе в группе естественно- научного цикла проведена лабораторный опыт , в результате которого десятиклассники закрепили практические навыки разделения растворимых и нерастворимых смесей.
В рамках реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» на внеурочном занятии « В мире клеток и тканей» в 11 классе в группе естественно- научного цикла проведена лабораторная работа «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука».
Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.
Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.
Лабораторное занятие позволило вооружить, обучающихся практическими умениями: работать с микроскопом, готовить микропрепарат; общеучебными умениями: пользоваться определенной инструкцией. Задание обучающимися выполнялось индивидуально.
В ходе лабораторной работы учащимися был сделан вывод: под микроскопом хорошо видна оболочка клетки, защищающая содержимое клетки от воздействия неблагоприятных условий существования и связывающая клетку с внешней средой. При окрашивании йодом выделяется ядро, которое является хранителем наследственной информации. Ядро находится в различных местах цитоплазмы. Весь объём клетки заполнен полужидким содержимым – цитоплазмой, в которой располагаются органеллы. Клеточный сок находится в вакуолях.
В разделе "Электродинамика" по теме "Электрическое поле" учащиеся знакомятся с теорией дaльнoдeйcтвия и близкoдeйcтвия. Пocлe длитeльнoй бopьбы тeopия близкoдeйcтвия победила.
Элeктpичecкoe пoлe — этo ocoбoe cocтoяниe мaтepии, кoтopoe нeльзя oбнapужить нaшими opгaнaми чувcтв. Eгo мoжнo oбнapужить, лишь пoмeщaя в нeгo элeктpичecкиe зapяды.
Учащиеся 11 – ого класса на уроках внеурочной деятельности с помощью оборудования определяют электрическое поле, проверяют теорию близкодействия. А также определяют род зарядов: положительный или отрицательный. Таким образом, учащиеся делают вывод о существовании электрического поля как особого вида материи, а также объясняют практическую значимость электрического поля в современном мире техники и производства.